В хип-хопе трудно сейчас
найти более интересного артиста, чем Баста Раймз. Говорю это
без всякой натяжки, и если так дело пойдет, мы скоро научимся
отличать хип-хоп от рэпа. Грань между этими стилями тонка и
размыта, но Баста балансирует на ней очень уверенно. Он нашел
свой имидж - яркий, запоминающийся. Почти мультипликационные
видеоклипы, "клоунские" костюмы, необычная манера петь. Еще
один большой плюс - он не боится посмеяться над собой и над
всей "черной" музыкой. Его песни пропитаны юмором, как хороший
торт коньяком, но проблемы Баста поднимает острые - политика,
расовые отношения, религия. Он сам как-то о себе сказал: "Я
похож на придурковатого мультгероя, но если б я был только им,
меня бы уже давно выбросили в мусорную корзину". Тревор Смит
(таково его простое настоящее имя) родился в нью-йоркском
районе Бруклин в 1972 году. Его родители (уроженцы Ямайки,
обратите внимание) переехали в Большое Яблоко, когда их сыну
шел 12-й год. Высокий и ловкий, он был неплохим баскетболистом
и, может, добился бы на этом поприще больших успехов, если б
не увлечение хип-хопом. Эта музыка всерьез заняла его, и все
свободное время он посвящал именно ей. Будучи еще в 10 классе,
Баста принял участие в музыкальном конкурсе, спонсорами
которого были авторитетные рэпперы Чак Ди и группа Public
Enemy. После этого и началась его серьезная музыкальная
карьера - с тремя друзьями Баста основал группу Leaders of the
New School. Просиживая сутками в студии Public Enemy на
Лонг-Айленде, парни чему-то научились и даже сумели подписать
контракт с Elektra Records. Баста Раймз тогда исполнилось 17
лет, и он бросил школу, чтобы целиком посвятить себя музыке...
Его группа так и не достигла больших финансовых успехов, но в
определенных кругах Leaders of the New School считались чуть
ли не культовой командой. Вышло даже два альбома - в 1990-м
"Future Without a Past" и в 1993-м "T.I.M.E.". На этом этапе
Баста попался в сети исламской религиозной секты, которая
называет себя "Пять процентов населения". Не знаю, чем уж там
сектанты убеждали певца, тогда еще не очень знаменитого,
заметьте, но их философия, основанная в 1964 году в Гарлеме
(где же еще!), состоит в том, что только пять процентов
населения планеты посвящены в тайну мироздания, остальные же
обречены влачить свое жалкое существование в полном неведении
вплоть до дня Страшного суда. Надо сказать, что секта ведет
целенаправленную охоту за богатыми чернокожими артистами и,
кроме Баста Раймз, завладела умами таких исполнителей, как
Раким, Эрика Баду и Куин Латифа. Когда популярность Leaders of
the New School пошла на убыль, Баста потихоньку стал отходить
от мероприятий, в которых участвовала группа, и больше времени
начал посвящать работе с другими артистами. Его голос или его
идеи присутствуют в альбомах Boyz II Men, Мэри Джей-Блидж и
TLC, между прочим. Особо же удачным оказалось сотрудничество с
А Tribe Called Quest, чья работа 1991 года, "Scenario",
получила общенациональное признание. К сожалению, и так
случается очень часто, безупречное восхождение к вершинам
признания было омрачено личной трагедией. В 1993 году,
вследствие преждевременных родов его гражданской жены, Баста
потерял своего первого ребенка. Мальчик прожил на свете всего
пару часов... Такой удар не просто пережить, но Баста нашел в
себе силы не оставлять карьеру. Через год у его женщины
благополучно родился еще один ребенок, тоже мальчик. Его
назвали Ти'Зиа. К тому времени артист уже "полностью" ушел из
Leaders Of The New School и занялся тем, чем хотел. Во-первых,
кинематографом, получив хорошую роль в фильме Джона Синглтона,
и, главное, своим сольным альбомом, который вышел в 1996 году.
LP "The Coming" сейчас называют "поворотным моментом" в
развитии хип-хопа, а первый же сингл "Woo-Hah! (Got You All in
Check)" сразу вошел в первую десятку "Биллборда". Проявив для
бруклинского парня завидное благоразумие и коммерческую жилку,
Раймз направил доходы от продажи этого альбома, а также
последующей работы 1997 года "When Disaster Strikes" на
создание собственной звукозаписывающей компании Flipmode
Entertainment. Начав с крохотного офиса на Манхэттене, фирма
разрослась и сейчас представляет реальную силу на задыхающемся
от конкуренции американском рынке "черной" музыки. Как яркий
алмаз сверкает в драгоценной коллекции этой компании группа
The Flipmode Squad, где со своими друзьями "хип-хоперами"
любит попеть и поиграть сам Баста Раймз. Альбом этой группы,
"The Imperial", вышел в сентябре прошлого года. Кстати, у
Баста есть еще один бизнес - он создает (или нанятые им
модельеры, какая разница!) линию одежды "Bushi". Не успев даже
перевести дыхание, артист выдал уже третий и пока самый мощный
свой сольный проект - альбом "Extinction Level Event - The
Final World Front". Работа проникнута "прогрессивными" идеями
конца света и прочих апокалипсисов, которые непременно должны
стереть с лица Земли человечество, если, конечно, оно не
одумается и не начнет вести более правильный образ жизни. В
альбоме есть дуэт с Оззи Осборном - композиция "This Means
War" (это своего рода римейк знаменитой вещи "Iron Man" от
раннего Black Sabbath, где, если помните, Оззи был
вокалистом), а также песня "What's It Gonna Be?!", исполненная
на пару с Дженет Джексон. Это самая модная сейчас вещь, и
поговаривают, что клип к ней, который сейчас почти без
перерыва крутит MTV, из-за навороченной компьютерной графики
стал чуть ли не самым дорогим за всю историю видеоискусства.
Увы, Баста Раймз не смог избежать неприятностей с законом, с
которым приходится постоянно бороться большинству чернокожих
музыкантов Америки. Попался он на все том же запрещенном
ношении оружия (пора бы уже черным разрешить его носить, как в
СССР когда-то позволяли кавказцам ходить с огромными
ритуальными кинжалами!). Остановив его "Мерседес" за нарушение
правил дорожного движения, полиция нашла у артиста заряженный
полуавтоматический пистолет 45-го калибра. В марте этого года
Баста опять попал в поле зрения правоохранительных органов
из-за угроз, которые он якобы высказал по телефону своей
бывшей сожительнице и матери своего ребенка. Впрочем, по
сравнению с "проделками" многих его коллег по "черной" музыке
Баста Раймз выглядит активистом кружка юных тимуровцев. Так
что есть основания полагать, что главным для него была и
остается
музыка.