Честное слово, если бы Gang Starr не существовали в
действительности, их следовало бы придумать. Ведь, как не
крути, а всех нас тянет к вещам высшего порядка. И если в
хип-хопе и есть кто-то заслуживающий стать эталоном - это
"Ганги", Примо и Гуру.
Они никогда слишком не напрягались,
не были излишне популярны, но, тем ни менее, вряд ли вам
удастся найти хип-хоп группу более легендарную и влиятельную,
чем Gang Starr. DJ Premier и Guru, выполняющие в этом дуэте
роли продюсера и лирика соответственно, в начале 90-х годов
установили свой стандарт хип-хоп музыки, выпустив два альбома:
"Step in the Arena" (1991) и "Daily Operation" (1992). С тех
самых пор и критики, и слушатели восхищенно заглядывали им в
рот (авось чего неожиданное сможем увидеть) - Premier'a ценили
за его способность делать биты и уникальный джазовый саунд, а
Guru - за великолепную читку и социально-адекватные тексты.
Со временем, Premier стал одним из самых востребованных
продюсеров Нью-Йорка, творившим хиты лучших МС города Большого
Яблока: Notorious B.I.G., Nas, Jay-Z, KRS-One и других, имя им
легион. Guru, в свою очередь, работал со многими известными
артистами: Roy Ayers, Donald Byrd, N'Dea Davenport, M.O.P.,
Jeru The Damaja, не забывая и о сольном творчестве. Хотя,
говорить о "Jazzmatazz, Vol. 1", пластинке вышедшей в 1993
году, как о сольнике Guru по меньшей мере банально, столь
велик, вклад приглашенных им музыкантов. По сути Guru сделал
невозможное - доказал, что хип-хоп может быть не притивным
речитативом под бит ди-джея, но сложнейшей и фантастически
красивой музыкой. Лучшим подтверждением исключительности этой
пластинки стали восторженные отзывы джазменов - публики, в
кругах которой получить респект, еще сложнее, чем в хип-хопе.
Тем не менее, 11 лет назад первый диск из трилогии
"Jazzmatazz" увидел свет. Сказать о нем "опередил время" - уж
лучше промолчать... Великий диск! Именно такие пластинки
должны быть в числе 100 лучших альбомов всех времен и народов,
а не творчество богатых фуфлогонов, не умеющих нормально
пропеть три ноты. Guru, при помощи Roy Ayers, Donald Byrd, Mc
Solaar распахнул двери восприятия, открыв имеющим уши
совершенно иной хип-хоп, получивший гордое имя streetjazz.
Обладая колоссальным творческим потенциалом Гуру и Примо
пошли на шаг, непостижимый для современного хип-хопа - Gang
Starr, основная группа, стала по сути побочным проектом,
творческой лабораторией парней, сфокусировавших свои усилия на
сольных карьерах, фичерингах, семье Ill Kid. Альбомы у
команды, слава Богу, выходили, и очень даже впечатляющие,
начиная с "Hard to Earn" в 1994, но обыватели считали, что пик
популярности дуэта остался в начале 90-х и только фэны
воспринимали каждый новый релиз, как очередное возвращение
титанов.
Здесь стоит сделать ремарку и рассказать о том,
как Premier и Guru начинали, благо есть о чем поговорить.
Первым диском команды стал "No More Mr. Nice Guy" (пластинка
1989 года), амбициозный альбом с претензией на перенос
джазового духа в хип-хоп. Амбициозный или нет, но умы масс он
не покорил (хотя на нем были ставшие классическими трэки, типа
"Manifest"), и Gang Starr взяли двухгодичный тайм-аут, чтобы
обдумать следующий шаг. И вернулись... С новым альбомом и
новым подходом. Сработало! Выстрелило! "Step in the Arena"
(1991) был принят на "ура", благодаря все тем же битам и,
конечно, текстам. Premier вырос и стал процветающим продюсером
и ди-джеем по совместительству, который мог творить с музыкой
чудеса, а из джаза делал что-то невероятное. Естественно, не
канул в Лету и Guru. Его грамотные, вдумчивые, а главное,
искренние тексты выгодно выделялись на фоне пошлого
материализма других исполнителей и сразу же находили отклик в
сердцах слушателей. Годом позже свет увидел "Daily Operation"
(1992). Если "Step in the Arena" был и остается шедевром, то и
его последователь ни в чем не уступает, даже наоборот, служит
доказательством растущего мастерства Gang Starr.
Пока
"Step in the Arena" и "Daily Operation" восхищали критиков и
уличных слушателей, массовой "хитовости" за ними не
наблюдалось - Gang Starr оставались чем-то вроде культовых
фаворитов. Песни "Just to Get a Rep", "Step in the Arena",
"Lovesick", "Take It Personal", "Ex Girl To Next Girl" и
"Soliloquy of Chaos" стали классикой андеграунда, но никогда
не переходили в ряды бестселлеров. Несмотря на репутацию
Premier'a, как хитовых дел мастера, Gang Starr открыто
отвергали массовое признание и отказывались подгонять свой
стиль под какой-то модный бренд. "Hard to Earn" (1994) в
который раз подтвердил их анти-коммерческую политику, и
содержал такие хиты, как "Mass Appeal", "Code of the Streets",
"Tone 'o' Gunz".
В 1995 году, на Chrysalis, подразделении
EMI вышла вторая пластинка Guru из серии Jazzmatazz -
"Jazzmatazz, Vol.2: The New Reality". Диск получился просто
феерическим - если первый "JazzMatazz" был прорывом, второй
уносил в заоблачные дали! На звание шедевра могла претендовать
практически любая песня: от культовой "Lifesaver" до
восхитительной "Medicine" с легендарным Ini Kamoze. Guru
собрал в рамках альбома талантливейших персонажей: обладетеля
уникального вокала Jamiroquai, знаменитейшую Chaka Khan,
интереснейших The Solsonics, ветерана Kool Keith, Bahamadia и
многих других, сделавших эпохальный альбом. Фактически, никому
по сегодняшний день так и не удалось создать произведение
такого размаха в хип-хопе и стрит-джазе. Не помогают ни
миллионы, ни желание. Очевидно нет того, что можно
охарактеризовать словом "волшебство". Просто нет. Бог был
здесь, но уже ушел...
После "JazzMatazz Vol.2" последовала
долгая пауза и злые языки распускали сплетни, о том, что Gang
Starr "закрыты". Ничуть не бывало! Группа выпустила следущий
альбом, "Moment of Truth", в 1998 году. И снова отменный
хип-хоп: "Royalty", "Above the Clouds", "You Know My Streets",
"The Militia". Несмотря на долгое отсутствие Gang Starr,
Premier и Guru в очередной раз подтвердили свою
состоятельность.
К десятилетию группы, в 1999 году, издан
отличный двойник "The Best Of..." - сборник лучших вещей
группы, ставший наградой для поклонников и подчеркнувший
лучшие моменты из творческой жизни дуэта.
В начале статьи
проскользнула фраза "...трилогии "JazzMatazz". Конечно, после
"Best'a" свет увидел третий диск знаменитой серии, "Guru's
JazzMatazz: Streetsoul". Вышедший в 2000 году, альбом не
разочаровал поклонников мэтра, хотя и был "шагом в сторону".
Если с профессиональной точки зрения придраться не к чему: все
безупречно начитано-спето-записано, сомнения вызывает
некоторый крен в сторону "простоты", опять же в качестве
приглашенных гостей засветились Craig David и Bilal. С другой
стороны, кто сможет возратить против того, что песни с Erykah
Badu ("Plenty"), The Roots ("Lift Your First"), Angie Stone
("Keep Your Worries") не тянут на супер-хиты? "Новое время
диктует новые ценности" - сказал как-то один мой знакомый
продюсер. Простим Гуру? Конечно, как-никак Миллениум...
Новое тысячелетие началось для Guru с альбома "Baldhead
Slick&Da Click" (2001) и положа руку на сердце - с первого
провала. Примечательно, что "B.S.D.C." коренным образом
отличается от всего, что он делал ранее. В нем нет и намека на
джаз-саунд, тексты носят брутальный характер и очень много
приглашенных гостей. Guru собрал под свои знамена команду
выдающихся мс: Ice T, Treach (Naughty by Nature), Killah
Priest, Big Shug, и не менее знаменитых продюсеров: Pete Rock,
Primo, Alchemist. Обилие "имен" не помешало альбому стать
посредственной записью, оцененной на "две звезды". Песни вроде
и вызывают доверие, особенно"Underground Connections", "Niggaz
Know", "Back 2 Back", но не более того. Проходной материал. Из
действительно серьезных шагов можно отметить разве что
обложку, на которой, кроме фото Guru нет ничего. Не единой
надписи! Это как же надо верить в себя!
"Искупление
грехов" состоялось через два года. Gang Starr, как вы
наверняка заметили, лучше работается с временными интервалами
между альбомами. Два года, три, четыре... "The Ownerz" -
последний на сегодняшний день альбом группы. Альбом получивший
высочайшие оценки. Безусловно, один из лучших альбомов эпохи
Эминема. "The Ownerz" - это возвращение к корням, когда бит
был суровым, вокал чувственным, рядом были друзья и огромное
стремление выразить своё "Я" не покидало ни на секунду. СМИ за
бряцаньем браслетов dirty south, понтами 50, взаимными
бифами-диссами и прочей требухой разглядели героев. Не важно
сколько лет Гуру и Примо. Совершенно не важно, что их клипы
просты, а сами они не украшают собой обложки The Source и
Vibe. Эти люди проходят по другому ведомству. Даже, казалось
бы насквозь коммерциализированные Snoop Dogg и Jadakiss звучат
на их альбоме "благородно". Что уж говорить о великолепных
M.O.P. и Krumbsnatcha! Всё в масть: "Who Got Gunz",
"Sabotage", "Skills", "Put Up Or Shut Up". Альбом на пять
звезд, без вопросов. Тем приятней, что "фирменный" диск
упакован бонус-видео с интервью команды и отрывками с
концертных выступлений. Пока дождешься, что парней покажут по
тв можно состариться, а так врубил диск и: "Здоров, Гуру!
Ваззап, Примо?!"
Подводя итог - на официальном сайте Guru
выложена информация о том, что выход нового альбома "Guru
Version 7.0"не за горами. Два сингла с него, "Cave It" и
"Surviving Tha Game" уже поступили в продажу. Запасаемся
терпением...